Италия. Маршрут на машине

В декабре 2017 года мы решили опробовать новый для себя вид путешествий – на арендованной машине прокатиться по Италии, чтобы не зависеть от расписания транспорта и постараться побольше посмотреть. Опыт получился захватывающим, не без определённых ошибок, но нам понравилось – определённо будем повторять ещё. В этом посте будет маршрутная карта наших поездок, без унылого перечисления избитых туристических достопримечательностей. Что, когда и где смотреть – вы сможете решить сами. 🙂

Итак, общий план:

1. Варшава, сюда мы приезжаем 12 декабря маршрутом Калининград – Гданьск – Варшава. Всё автобусным перемещением: ПКФ “АвтоКениг” до Гданьска (билеты брать тут) и Polskibus до Варшавы (билеты тут)
  2. Из Варшавы летим в Бергамо 13 декабря, где берём машину в сервисе Hertz и едем в Лекко, где у нас была арендована квартира.
  3. В Лекко мы находимся три дня и выезжаем 15 декабря. За это время исследуем озеро Комо и маленькие городки на нём – Бергамо, Варена, Комо, и озеро Маджоре (Лавено-Момбелло, Стреза)
  4. Из Лекко едем в Ла Специю, а по пути смотри красоты. Мы выбрали город Камольи, хотя по плану было совсем всё иначе, но ниже объясню, почему переиграли планы.
  5. Из Ла Специи выезжаем 16 декабря едем в Чикве Терре, а оттуда во Флоренцию.
  6. Во Флоренции мы находимся два дня и уезжаем 18 декабря в Сан Марино.
  7. В Сан Марино мы, к сожалению, всего одну ночь. И выдвигаемся 19 декабря в Венецию, нашу последнюю точку на 3 дня, до 22 числа.
  8. В Гданьске спим здесь гуляем вечер и ночь, а потом домой, в Калининград.

(*) Варшава

Про жильё в Варшаве написано здесь, не буду захламлять пост большим количеством фото, поэтому про жильё будут отдельные посты. Как такового отдыха в столице Польши мы не планировали. Это был просто перевалочный пункт, а учитывая, что встали мы рано, потом имели два автобуса по 3 и 4 часа каждый соответственно -хотелось отдохнуть. Но мы всё же съездили в старый город, посмотрели на рождественский рынок, на каток и купили глинтвейн – после азиатской кафешки хотелось немного расслабляющего. Собственно и всё, утром рано у нас был самолёт в Италию, поэтому мы вернулись домой, чтобы лечь пораньше.

(*) Бергамо и как арендовать машину в Hertz

Wizzair примчал нас в Италию, где прям в аэропорту мы взяли машину. Записывайте, чтобы не потерять, как арендовать машину у Hertz. Я как правильный медик, сначала всё опробую на себе, а потом советую вам. Значит так, в октябре я прочитала на канале тревел-радара в телеграмме, что есть код для аренды машины Hertz:

• Они писали о том, что клиенты Люфтханзы со статусными милями (Senator) получают бесплатный статус у прокатчика Hertz. Причем, высший статус — President’s Circle.
  • Для того, чтобы самому получить такой статус, нужно 20 раз арендовать машины со статуса Gold. Зная средние цены Hertz сделать 20 (раньше было 30) квалификационных прокатов – мааааловероятно. Как и налетать Senator с Люфтганзой, если ты не командировочный сотрудник и маньяк Hertz.

Я попробовала получить статус President’s Circle, не имея статуса Senator.Для этого мы зарегистрировали Эдика в программе лояльности Hertz Gold Plus Rewards (на него снимали машину) и на первом шаге в поле CDP ввели код 501032. В первую очередь статус дает подтвержденное бронирование машины. Без стояния в очереди на стойках и фраз «маленького хэчбека уже нет, выбирайте из Супер Монстр Траков, которых надо заправлять дельфинятами». Во-вторую: выбранная машина стоит на специально обозначенной парковке, нужно только её найти по номеру, сесть, проверить, что внутри для вас уже готовы все документы и уехать.
Сделали мы это в октябре, и вот, только в январе статус изменился, хотя плюшки повышенного статуса были сразу.

Так что, в Бергамо мы сели в машину и поехали в Лекко заселяться в квартиру.

(*) Лекко

Как я писала выше, на озёра Комо и Маджоре у нас было 3 дня. Времени катастрофически мало, особенно зимой – я не учла такой момент, что зимой солнце садится очень рано. Очень рано. И встаёт солнце поздно. Так что даже ранний подъём не накинет вам несколько лишних светлых часов для прогулок. Но если вы поедете летом, смело добавляйте пару городов в список.

Итак, два наших маршрута:

• озеро Комо (Белладжио, Варена, Комо)
  • озеро Маджоре (Лавено-Момбелло, Стресс)

Останавливались мы в Лекко, снимали квартиру у которой есть отличное бесплатное парковочное место.

Озеро Комо (Бергамо, Варена, Комо)

Утром выезжаем в Белладжио. Сразу совет: метров за 500 до пристани, начинайте искать где припарковаться, потому что бесплатная парковка может быть переполненной, даже не в сезон, даже с утра не в сезон. 🙂

Мы остановились возле кладбища, чтобы полетать с квадрокоптером. Опыт предыдущей поездки показал, что там никто не против, главное не делать это на главной площади или просто нагло перед людьми.

На этот город мы потратили часа три в целом, вышло бы больше, но ни одна кафешка нас не хотела накормить, потому что днём они закрыты в это время года. Хорошо, что мы по пути в магазине взяли воды, хлеба и колбасы с сыром, смогли продержаться.

С пристани Белладжио на пароме выдвигаемся в Варену. Она поменьше размерами, поэтому её вы обойдёте очень быстро. Но знаете, в этих городках бегать мне вообще не хотелось, они не для того. Это в Риме можно устроить спинтерские забеги по туристическим главным достопримечательностям, а тут больше хочется сидеть и смотреть на горы. Или на озеро.Очень умиротворённые места, поэтому второй раз подряд мы сюда приезжаем в конце года, когда нет толп людей.

Тут я хотела поснимать золотой час, но не успела, самый красивый свет ушёл уже на пики гор.

И, наконец, выезжаем в город Комо. Здесь мы припарковались на платной стоянке, потому что не планировали тратить много времени на этот город – я хотела только прокатиться на фуникулёре, посмотреть на озеро, а потом полетать с дроном над ним.

При входе на фуникулёр обязательно занимайте первую кабинку и место у окна, чтобы и вид самый лучшие посмотреть, и поснимать спокойно.

(*) Маджоре

По плану у нас стояло посещение трёх городов – Варесе, Лавено-Момбелло и Стреза. Но из-за того, что зимой темнеет очень рано, город Варесе мы пропустили и сразу поехали на переправу в Лавено-Момбелло. Кстати, обратите внимание на карту – она не рисует возможность доехать на пароме до Стрессы, а отправляет объезд. На самом деле там есть паромная переправа.

Пока ждали паром успело стемнеть, поэтому почти не снимали. Но вы вы посмотрите, какой городок милый! На фоне горы Сассо-дель-Ферро находится такая уютная красота.

На пароме было удивительно много машин и для первого опыта передислокации на пароме было несколько боязно. Но абсолютно зря – всё отточено, погрузка/выгрузка налажена и работает безукоризненно.

Как я и говорила, что на Стрезу у нас светового дня не хватило, приехали уже в темень. Но это же не повод не гулять по городу, правда? Итальянские городки не оставят равнодушными даже в ночь, – рождественская иллюминация придаёт живости и уюта.

(*) Камольи

Знаете ли, что в Google можно прокладывать маршрут в картах по определенному времени? Я вот знала, и всё равно не проверила именно таким образом, а надо было. Потому что разница составила 1.5 часа! Мы должны были приехать в первую точку в 11 ровно, а добрались в начале первого, потому что собрали все пробки на трассе. Надо было вообще приехать к городу часов в 10, тогда бы ещё и на Портофино время осталось.

Мы хотели проехать на машине из Лекко до Камоли (Camogli), оттуда до Портофино (к Castello Brown), следом в Рапалло, там в историческом центре шикарные рыночки, а потом, в главное место этого маршрута, в национальный парк Чинке Терре! Там 5 нереально красивых деревушек, которые расположились на обрыве, и они были основным объектом моей архитектурной похоти. Поджимающее время, погодные условия и толпа китайцев срубили на корню попытки проехать весь маршрут, так что в нашей копилке три городка (Riomaggiore, Manarola, Vernazza) Так вот, из-за пробки, что задержала нас на 1.5 часа, мы поздно приехали в Камоли, где долго и нудно крутились по городу в поисках места где выйти и поснимать. Город практически весь под уклоном и наш ручник тупо не держал вес машины, так что в поисках ровного асфальта мы забурились на улицу, которая шире нашего Фиата Панды на 10 см. На двустороннюю улицу.🔥 Ох! Из-за этого не успели в Портофино и Рапалло. И Чинке Терре мы в итоге перенесли на следующий день, с выездом из Ла Специи (из неё, потому что в ней было недорогая КВАРТИРА + бесплатная парковка)… Так что, всегда закладывайте резерв времени.

Камольи – всё ещё аутентичная рыболовная деревушка на западном побережье Италии, где начинался наш маршрут по Чинкве Терре (ниже маршрут). Камольи, как городок, подходит, наверное, всем 🙂 и любителям архитектуры, и арта, и тем, кто хочет накачать свой орех, бегая по склонам в поисках ракурса. А вообще, это крутое место для пары выходных. Если будете в Милане – не пожалейте времени и забронируйте отель в выходные в городке, где в XIX веке был крупнейший торговый флот Средиземноморья (хотела написать Средиземья 🤣). И обязательно доберитесь за лучшими видами до San Rocco di Camogli – мы там были, это 😍 и отсюда же начинается пешеходный маршрут до Monte di Portofino (18 кэмэ).

(*) Чинкве-Терре, Специя и оттуда во Флоренцию

Чинкве Терре – потрясающий национальный парк на западном побережье Италии. Божественно красивые дома, что вгрызлись в скалы, маняяяят. Маняяят, черти! Чтобы посмотреть Чинкве-Терре и Специю мы сняли жилье здесь.

Про транспорт в Чинкве Терре – как его весь проехать и всё-всё-всё посмотреть:

• Поездом: вы можете купить единый Чинкве Терре CARD за 16€ по всем 5 городкам этого национального парка + Специя, + Леванто. На каждой станции есть информационный центр, где также продаются билеты и можно взять расписание поездов. Во время туристического сезона поезда ходят каждые 20-30 минут, и пролетают до другого города за 2-3 минуты.
  • На машине, как делали это мы не в сезон. С транспортным сообщением в декабре беда, поэтому быстрее всего между городами добираться на машине. Дорога занимает примерно 20 минут между каждым городом.
  • Катером с ветерком: с 1 апреля по 1 ноября действует катерное сообщение от Специи до Леванто, через Портовенере, Портофино, Монтероссо и другие города Чинкве Терре. Цены от 5 евро до 33 за безлимит на день.
  • На автобусе. На бусик также распространяется Чинкве Терре CARD, но можно и отдельно билет брать.
  • Пешкодрапом. Пешочком советую пройтись только в хорошую погоду когда ветер не швыряет вам в лицо жирных чаек.

Маршруты:

• Лазурная Тропа – пролегает между всеми городами, но! На части пути между Манаролой и Корнильей был обвал и сейчас там проходит ремонт, так что проверьте информацию вашего отпуска.
  • Высокая Тропа – для тех, у кого стальные бубенцы, тропа правда высокая. Она соединяет Портовенере и Леванто, проходя через весь Чинкве Терре.

(*) Флоренция, Сан-Марино и Венеция

(*) Флоренция

Флоренция… Тут много слов не нужно – просто приходите в старый город и бродите от здания к зданию. Мы ещё на купол Санта-Мария-дель-Фьоре поднялись – настоятельно рекомендую.

Единственное, что удручает на рождественских улицах Европы – невероятное количество полицейских. Грустно, что без них опасно, грустно, что НАДО выставлять ТАКУЮ защиту, что нет спокойствия и все ждут провокации.

Дополню наверное мысль: первый раз я с таким моральным давлением от полиции столкнулась в Париже после печальных событий 2015 года. Почти 4 дня там мы пробыли, и в итоге именно в Париж меня больше и не тянет: было оооочень много военных, полиции – что объяснимо и необходимо в той ситуации. Но та атмосфера как-то отпечаталась настолько, что я наверное одна из многих сотен тысяч туристов кому в Париже не понравилось, тем более на контрасте с рождественской Прагой, которая была следом.

Про жильё во Флоренции здесь.

(*) Сан Марино

В эту поездку по Италии решили заехать в Сан Марино, что одиноко, но гордо стоит на трёх горных массивах. Ребятаааа, какие там виды! Кстати, то, что мы были не в сезон очень помогало атмосферности при прогулках по замку и лесу. Так что я совершенно не вижу смысл привязываться ко времени при посещении этой Республики.

Про жильё написала здесь.

В Сан Марино есть одна крутая особенность, которую можно заметить ещё и в Скандинавии – если есть обрыв, тот он номинально чем-то прикрыт. На дорогах это отбойники, а возле замков просто стена по пояс. А снизу обрыв. До самой Италии.
То есть, нет этих убогих сеток, креплений, страховок, которые ты потом кистью на планшете вырезаешь, закрашиваешь штампом или вообще перерисовываешь.

И кстати, да. В предрождественскую неделю тут всё так же закрыто как и в Италии, поэтому кофе мы пили в отеле, где нам его наливали бесплатно два раза, потому что время было завтрачное. 🙂 Милый отель кстати, кастомер фокус на уровне. За две чашки кофе купили лояльность 🙂

(*) Венеция

В Венеции, где я хотела бы быть меньше всего времени, мы были в итоге больше всего времени – 3 ночи и 2 дня. Мы поздно вечером приехали, два полных дня потусили (в книжноооом😍), и рано утром улетели.
Сразу от помидоров буду уворачиваться: Венеция – она маленькая. Делать там больше одного/ну двууух дней – нечего. А так как мы в 2015 году знатно её всю облазили и даже по крышам, второй раз тратить время не хотелось. 🙂 Поэтому я там делала две вещи: ела! Рядом с аппаратами расположился Coop, где был хлеб, мясо и сыр и какой-то соус для пасты, который я мазала на хлеб. И два дня прожила на книжном развале, его я тоже показывала в сториз Инстаграма.